Храм воинской славы
В прежнем Богоявленском кафедральном соборе Костромского кремля, разрушенном в 1934 году, имелся нижний этаж с усыпальницей и церковью во имя преподобного Сергия Радонежского. Устройство этой усыпальницы началось с погребения в крипте под собором в 1877 году архиепископа Костромского и Галичского Платона (Фивейского), выдающегося церковного иерарха, в 1857–1877 годах управлявшего Костромской епархией. По распоряжению преемника владыки Платона – епископа Костромского и Галичского Игнатия (Рождественского), управлявшего Костромской епархией в 1878–1883 годах – в крипте устроили церковь во имя преподобного Сергия Радонежского; освящение этой церкви епископ Игнатий совершил 23 сентября 1878 года. Впоследствии в усыпальнице были погребены сам епископ Игнатий (+1883) и епископ Костромской и Галичский Виссарион (Нечаев; +1905). В 1934 году и Богоявленский собор, и усыпальница с церковью были полностью разрушены, а могилы костромских архипастырей – уничтожены.
При воссоздании Костромского кремля, начатом в 2015 году под руководством и на средства благотворителя и мецената Виктора Ивановича Тырышкина, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и при поддержке губернатора Костромской области Сергея Константиновича Ситникова, было решено возобновить и нижнюю церковь Богоявленского собора, сделав ее храмом-памятником воинской славы.
В храме размещены памятные плиты с именами воинов-костромичей; эскизы мемориальных знаков разрабатывали историки, архивисты и члены Российского военно-исторического общества. На стенах и столпах храма установлено 28 плит, где упомянуты воины-костромичи и защитники Отечества минувших веков, перечислены имена 262 Героев Советского Союза и России, а также указаны наименования воинских соединений, особо отличившихся при защите Родины.
Первые богослужения в храме воинской славы – благодарственный молебен в День Победы и заупокойную литию по погибшим участникам Великой Отечественной войны и всем усопшим православным воинам – совершил 9 мая 2023 года митрополит Костромской и Нерехтский Ферапонт.
В храме воинской славы – три престола, в главном алтаре и в двух боковых приделах.
Престол главного алтаря освящен во имя Архистратига Михаила, предводителя Небесных Сил, покровителя православного воинства.
Престол правого (южного) придела храма освящен во имя священномученика Никодима (Кроткова; 1868–1938), архиепископа Костромского и Галичского, управлявшего Костромской епархией в 1932–1936 годах и скончавшегося в тюрьме города Ярославля. Сын костромского священнослужителя и выпускник Костромской духовной семинарии, владыка Никодим уже на склоне лет вернулся на родную землю, чтобы стать здесь архипастырем и принять мученический венец от богоборцев. Разрушение Костромского кремля в 1934 году происходило буквально на его глазах.
Престол левого (северного) придела храма освящен во имя святого мученика Виктора, преподобного Сергия Радонежского и преподобного Ферапонта Монзенского – небесных покровителей тех, чьим попечением воссоздавался Костромской кремль: В.И. Тырышкина, губернатора С.К. Ситникова и митрополита Ферапонта.
Такое посвящение придела также имеет пример в истории прежнего Богоявленского кафедрального собора. В 1866–1873 годах под руководством архиепископа Платона (Фивейского) к собору пристраивались боковые приделы, и служившее в кремле духовенство решило именованием одного из приделов воздать честь своему архипастырю. Протоиерей Успенского собора Костромского кремля Иоанн Поспелов писал в очерке 1885 года (даты приводятся по старому стилю):
Устроенный престол в левом приделе Богоявленского собора предполагалось сперва освятить в честь Боголюбской иконы Богоматери как особенно чтимой бывшим архипастырем костромским Платоном, родившимся 18 июня в день празднования этой иконе. Но чтобы увековечить в Богоявленском соборе память этого святителя, положившего так много забот для распространения и украшения собора, соборяне испросили разрешение освятить престол в левом приделе не только во имя Божией Матери, в честь иконы Ее Боголюбской, но и в честь мученика Платона, которому святая Церковь празднует 18 ноября. Тронутый таким представлением соборян, владыка написал на этом докладе: “С особенной благоговейной признательностью приемлю усердие членов собора и церковного старосты относительно моего недостоинства. Верую, что по их святым молитвам Царица Небесная и святой мученик Платон не оставят меня своей милостью, и помощью, и заступлением”.