Сайт создан по благословению митрополита Костромского и Нерехтского ФЕРАПОНТА

Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери

Чудо­твор­ная Фео­до­ров­ская ико­на Божи­ей Мате­ри без ризы. Фото 1997 года.

Чудо­твор­ная Фео­до­ров­ская ико­на Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы извест­на с XII века, когда она нахо­ди­лась в часовне близ ста­рин­но­го поволж­ско­го горо­да Город­ца. Впо­след­ствии здесь был осно­ван муж­ской мона­стырь; чудо­твор­ный образ являл­ся глав­ной свя­ты­ней оби­те­ли до 1238 года, когда мон­го­ло-татар­ские захват­чи­ки разо­ри­ли и сожгли Горо­дец, а ико­на исчез­ла из горо­да.

В ХХ веке была выска­за­на гипо­те­за, что в опи­сы­ва­е­мое вре­мя Фео­до­ров­ская ико­на Бого­ма­те­ри ста­ла молен­ным обра­зом свя­то­го бла­го­вер­но­го вели­ко­го кня­зя Алек­сандра Нев­ско­го, и что имен­но этим обра­зом Цари­цы Небес­ной вели­кий князь Яро­слав Все­во­ло­до­вич бла­го­сло­вил сво­е­го сына – свя­то­го кня­зя Алек­сандра – на брак с полоц­кой княж­ной.  

Чудес­ное явле­ние Фео­до­ров­ской ико­ны Бого­ма­те­ри в Костро­ме кня­зю Васи­лию Яро­сла­ви­чу, млад­ше­му бра­ту свя­то­го Алек­сандра Нев­ско­го, совер­ши­лось в кон­це пяти­де­ся­тых – нача­ле шести­де­ся­тых годов XIII сто­ле­тия. Нака­нуне явле­ния, в день празд­ни­ка Успе­ния Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы (15 авгу­ста по ста­ро­му сти­лю), мно­гие жите­ли Костро­мы виде­ли на ули­цах горо­да вои­на с ико­ной Цари­цы Небес­ной на руках. Как повест­ву­ет состав­лен­ное в XVII веке «Ска­за­ние о явле­нии и чуде­сах Фео­до­ров­ской ико­ны Божи­ей Мате­ри», в воине костро­ми­чи узна­ли свя­то­го вели­ко­му­че­ни­ка Фео­до­ра Стра­ти­ла­та – по его ико­но­пис­но­му изоб­ра­же­нию в собор­ном хра­ме Костро­мы. На сле­ду­ю­щий день, 16 авгу­ста по ста­ро­му сти­лю, князь Васи­лий Яро­сла­вич во вре­мя охо­ты уви­дел эту ико­ну на вет­вях дере­ва вбли­зи реч­ки Запруд­ни, на город­ской окра­ине. Обре­тен­ная свя­ты­ня была тор­же­ствен­но при­не­се­на крест­ным ходом в Костро­му и постав­ле­на в собор­ном хра­ме во имя вели­ко­му­че­ни­ка Фео­до­ра Стра­ти­ла­та, по кото­ро­му впо­след­ствии и ста­ла име­но­вать­ся Фео­до­ров­ской.

В память о явле­нии чудо­твор­ной Фео­до­ров­ской ико­ны Бого­ма­те­ри было уста­нов­ле­но празд­но­ва­ние, совер­ша­е­мое 16/29 авгу­ста и тра­ди­ци­он­но сопро­вож­да­е­мое в Костро­ме обще­го­род­ским крест­ным ходом из кафед­раль­но­го собо­ра к хра­му Спа­са-на-Запрудне, воз­двиг­ну­то­му на месте явле­ния свя­ты­ни. Эта тра­ди­ция, насиль­ствен­но пре­рван­ная в ХХ веке, воз­рож­де­на в 1990 году.

14 мар­та (по ста­ро­му сти­лю) 1613 года в костром­ском Свя­то-Тро­иц­ком Ипа­тьев­ском муж­ском мона­сты­ре Миха­ил Фео­до­ро­вич Рома­нов пред ликом чудо­твор­ной Фео­до­ров­ской ико­ны Бого­ма­те­ри при­нял избра­ние его зем­ским собо­ром на пре­стол госу­дар­ства Рос­сий­ско­го. При­быв­шее в Костро­му посоль­ство собо­ра, пред­став­ляв­шее все сосло­вия зем­ли Рус­ской, мно­го часов про­си­ло Миха­и­ла Фео­до­ро­ви­ча и его мать, вели­кую ино­ки­ню Мар­фу Иоан­нов­ну, при­нять собор­ное опре­де­ле­ние; но согла­сие было полу­че­но лишь после обра­ще­ния воз­глав­ляв­ше­го посоль­ство архи­епи­ско­па Рязан­ско­го и Муром­ско­го Фео­до­ри­та, при­звав­ше­го юно­го Миха­и­ла и его роди­тель­ни­цу пре­кло­нить­ся пред волей Божи­ей. Тогда, как повест­ву­ет оче­ви­дец, «бла­го­вeр­ная госу­да­ры­ня ино­ка Мар­фа Ива­нов­на мно­ги сле­зы пред обра­зом Пре­чи­стые излия, и взем­лет бла­го­род­на­го сына сво­е­го, бла­го­вeр­на­го и бла­го­че­сти­ва­го вели­ко­го госу­да­ря Миха­и­ла Фео­до­ро­ви­ча, пред всe­ми со сле­за­ми рече: “Се Тебe, о Бого­ма­ти, Пре­свя­тая Бого­ро­ди­це, и в Твои пре­чи­стeи руцe, Вла­ды­чи­це, чадо свое пре­даю и, яко же хоще­ши, устро­и­ши ему полез­ная, и все­му пра­во­слав­но­му хри­сти­ан­ству”». Со вре­ме­ни это­го собы­тия, явив­ше­го­ся нача­лом пре­одо­ле­ния вели­кой сму­ты, Фео­до­ров­ский образ Божи­ей Мате­ри стал осо­бо чти­мой свя­ты­ней цар­ствен­но­го Дома Рома­но­вых, а в память о при­зва­нии Миха­и­ла Фео­до­ро­ви­ча на цар­ство было уста­нов­ле­но еще одно празд­но­ва­ние иконе – 14 мар­та по ста­ро­му сти­лю.

Чудо­твор­ная Фео­до­ров­ская ико­на Божи­ей Мате­ри. Фото нача­ла ХХ века.

Со вто­рой поло­ви­ны XVIII сто­ле­тия мно­гие чле­ны цар­ской семьи, в том чис­ле все рос­сий­ские импе­ра­то­ры начи­ная с Нико­лая I, счи­та­ли сво­им дол­гом посе­тить Костро­му – «колы­бель Дома Рома­но­вых» – и покло­нить­ся чудо­твор­ной Фео­до­ров­ской иконе Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы. В 1913 году в ходе обще­го­су­дар­ствен­но­го празд­но­ва­ния 300-летия Дома Рома­но­вых Костро­му посе­ти­ли свя­тые цар­ствен­ные стра­сто­терп­цы – послед­ний рус­ский импе­ра­тор Нико­лай Алек­сан­дро­вич и его семья. 

В годы гоне­ний на Цер­ковь в ХХ сто­ле­тии чудо­твор­ная Фео­до­ров­ская ико­на Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы не поки­ну­ла хра­мо­вых стен, сохра­ни­лась как цер­ков­ная свя­ты­ня (хотя с 1922 по 1944 год и пре­бы­ва­ла у рас­коль­ни­ков-обнов­лен­цев). Учи­ты­вая духов­но-куль­тур­ную цен­ность и зна­чи­мость ико­ны для Пра­во­сла­вия, этот слу­чай явля­ет­ся уни­каль­ным в новей­шей исто­рии Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви. 

Местом нахож­де­ния чудо­твор­но­го обра­за с XIII века по 1929 год был Успен­ский собор Костром­ско­го крем­ля; после постро­е­ния в крем­ле и освя­ще­ния в 1790 году Бого­яв­лен­ско­го собо­ра ико­ну ста­ли в холод­ное вре­мя года пере­ме­щать из Успен­ско­го собо­ра в Бого­яв­лен­ский. После окон­ча­тель­но­го закры­тия крем­лев­ских собо­ров (с 1922 года при­над­ле­жав­ших обнов­лен­цам) ико­ну пере­нес­ли в новый обнов­лен­че­ский «кафед­раль­ный собор» – Иоан­но-Бого­слов­скую цер­ковь на Кат­ки­ной горе в Костро­ме. Лик­ви­да­ция обнов­лен­че­ства на Костром­ской зем­ле при­ве­ла к воз­вра­ще­нию свя­ты­ни в пра­во­слав­ный храм: в 1944 году ее пере­нес­ли в Иоан­но-Зла­то­устов­ский кафед­раль­ный собор. С 1964 года, когда так назы­ва­е­мые «хру­щев­ские» гоне­ния на Цер­ковь чуть было не при­ве­ли к закры­тию Иоан­но-Зла­то­устов­ско­го хра­ма, Фео­до­ров­ская ико­на нахо­ди­лась в новом кафед­раль­ном хра­ме Костро­мы – Вос­кре­сен­ском собо­ре на Ниж­ней Дебре. В 1991–2023 годах чудо­твор­ный образ хра­нил­ся в воз­рож­ден­ном Бого­яв­лен­ско-Ана­ста­си­и­ном (преж­нем кафед­раль­ном) собо­ре Костро­мы. 5 нояб­ря 2023 года состо­я­лось пере­не­се­ние чудо­твор­ной Фео­до­ров­ской ико­ны Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы в вос­со­здан­ный Бого­яв­лен­ский кафед­раль­ный собор Костром­ско­го крем­ля, на место ее исто­ри­че­ско­го пре­бы­ва­ния. 

Молит­вен­ное обра­ще­ние к Божи­ей Мате­ри пред Ее Фео­до­ров­ской ико­ной с дав­них вре­мен счи­та­ет­ся в пра­во­слав­ном наро­де дей­ствен­ным сред­ством для укреп­ле­ния семей­но­го бла­го­по­лу­чия, для полу­че­ния бла­го­дат­ной помо­щи в труд­ных родах, в вос­пи­та­нии детей. Вели­кий ста­рец зем­ли Рус­ской пре­по­доб­ный Амвро­сий Оптин­ский (+ 1891) в одном из писем к духов­но окорм­ляв­шей­ся у него жен­щине сове­то­вал:

В заклю­че­ние ваше­го пись­ма пише­те, что вас забо­тит вре­мя труд­но­го рож­де­ния; и забо­тит и стра­шит так, что эта пре­об­ла­да­ю­щая мысль меша­ет вам поль­зо­вать­ся вся­ким бла­гом жиз­ни, и поэто­му жела­е­те иметь какую-либо молит­ву себе в под­креп­ле­ние. Есть пра­во­слав­ное пре­да­ние, что в этих слу­ча­ях при­бе­га­ют к Божи­ей Мате­ри, по назва­нию ико­ны, Фео­до­ров­ской. Выме­ни­те* или напи­ши­те себе эту ико­ну, празд­но­ва­ние кото­рой быва­ет два­жды в год: 14 мар­та и 16 авгу­ста. 

* В ста­ри­ну гово­ри­ли не «купить ико­ну», а «выме­нять ико­ну».


ССЫЛКИ

Костромской кремль